Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

1. Введение: организация развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

Одной из приоритетных задач модерназации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого Министерством образования и науки РФ рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет.

В настоящее время в территориях РФ отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 6-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, организаций дополнительного образования, общеобразовательных организаций. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольным образованием.

2. Организация развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

Необходимость проведения развивающих занятий для детей дошкольного возраста на базе МБОУ "СОШ №1" г. Усинска была обусловлена высоким процентом детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и не готовых к школьному обучению. 

Правовую основу организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста составляют:

-  Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-   ст. 52, 86 ГК РФ;

- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 15.08.2013 года № 706;

-  письмо МОПО РФ "О подготовке детей к школе" №990/14/15 от 22.07.1997 года;

- Постановление администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 11.02.2016 года №167 "Об утверждении Положения о платных образовательных услугах, оказываемых образовательными организациями муниципального образования городского округа "Усинск";

-  Устав МБОУ "СОШ №1" г. Усинска;

-  Положение о платных услугах в МБОУ "СОШ №1" г. Усинска.

3. Режим работы.

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста будут проходить по субботам с октября по апрель по 4 занятия в день длительностью по 30 минут каждое. Дети посещают школу с 09:00 до 11:30. Все организационные вопросы по зачислению детей дошкольного возраста в группы будут проходить с 20 сентября текущего года. 

Режим работы включает:

08:30 - 09:00 - прием детей, свободное общение.

09:00 - 09:30 - первое занятие.

09:30 - 09:40 - отдых, игры.

09:40 - 10:10 - второе занятие.

10:10 - 10:20 - отдых, игры.

10:20 - 10:50 - третье занятие.

10:50 - 11:00 - отдых, игры.

11:00 - 11:30 - четвертое занятие.

11:30 - уход домой.

4. Цели развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

1. Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ.

2. Формирование готовности детей к школьному обучению.

3. Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка.

4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

5. Особенности развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

1. Сохранение самооценки дошкольного детства.

2. Комплексность содержания предшкольного образования, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка.

3. Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей.

4. Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей.

5. Интеграция общего и дополнительного образования.

6. Сохранение здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий.

6. Методические приемы.

Чтобы настроить детей на занятие, привлечь их внимание, перед занятием проводится гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Далее в течение 10 минут предлагается рассказ на новую тему, который затем обсуждается, задаются загадки, и работа в тетрадях, 3-5 минут на физминутку, следующие 10 минут выполнение очередного задания в тетрадях, сопровождаемого объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. Оставшиеся 5 минут - закрепление пройденного материала через игру. Во время прогулки закрепляется пройденный материал в подвижных играх. Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.

7. Программно-методическое обеспечение развивающих занятий.

Развивающие занятия в группе строятся на основе учебно-методических пособий:

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей 5-6 лет. Часть 1, 2.

2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет. Часть 3, 4.

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи: пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет. Часть 1, 2.

4. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова. Здравствуй, мир! Учебное пособие. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (6-7(8) лет). Часть 4.

Содержание учебных пособий соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе. Имеются методические пособия и методические материалы.

8. Психолого-педагогическое обследование детей 6-7 лет.

Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей требует проведение психолого-педагогического обследования.

Обследование детей целесообразно проводить дважды. Первый раз - в ноябре, когда идет период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно - в конце марта или в начале апреля, чтобы сделать контрольный срез за учебный период. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями учащегося и тем самым помочь учителю начальных классов правильно спланировать образовательную деятельность в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа и наблюдение.

9. Результаты развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой учителей начальных классов с детьми (анкетирование).

Полученные результаты убеждают в том, что результаты работы в целом высокие.

 

Дополнительная информация