Учись читать

Наши успехи в учебе и в жизни зависят не только от того, что мы знаем, но и от того, какими умениями владеем. Особенно важны универсальные умения, которые могут пригодиться нам практически при любой деятельности. К их числу относится умение быстро читать, при этом хорошо понимая прочитанное.

Термин "скорочтение" имеет синонимы: динамическое чтение, динамичное чтение. Скорочтение - это не просто беглый просмотр текста "по диагонали", а серьезное, вдумчивое чтение, но с высокой скоростью восприятия и глубиной понимания, а значит и запоминания.

Последствия медленного чтения плачевны. Объем печатной продукции в мире удваивается каждые 20 месяцев. Добавим к этому информацию из Интернета. Противоречия между объемом информации и возможностями человека освоить ее предельно обострилось. Один из путей решения проблемы - обучиться читать в 2-3 раза быстрее, используя при этом специальные методики.

Как определить скорость чтения?

Надо взять текст и подсчитать его объем - количество слов. Дальше ученик читает текст, а учитель фиксирует время в минутах. После прочтения следует кратко ответить на вопросы, не обращаясь к источнику. Ответы оцениваются так:

- полностью правильные - 1 балл,

- неполностью правильные - 0,5 балла,

- неправильные - 0 баллов.

Коэффициент усвоения текста = сумма набранных баллов делится на количество контрольных вопросов.

Скорость продуктивного чтения вычисляетсяпо формуле: коэффициент усвоения = количество слов текста делить на время, затраченное на прочтение.

Полученный результат сопоставляется с нормативами: 1 класс - 40 (слов в минуту), 2 класс - 70-80, 3 класс - 90, 4 класс - 100, 5 класс - 119, 6 класс - 110-120, 7 класс - 120-130, 8 класс - 140, 9 класс -150-160, 10 класс - 160-180, 11 класс - 200-220.

Международные нормативы для взрослых: очень медленная 150 (слов в минуту) и менее, медленная - 200, средняя - 250, выше средней - 300, быстрая - 450, очень быстрая - 550, сверхбыстрая - более 650.

Имеется 5 наиболее характерных, свойственных большинству учащихся недостатков традиционного чтения:

- артикуляция - внутреннее проговаривание читаемых текстов,

- отсутствие развитого периферического зрения,

- регрессия в чтении,

- низкая смысловая догадка,

- незнание правил чтения.

Источник: Научно-практический журнал "История и обществознание для школьников", №3, 2010 год.

Дополнительная информация