Учись читать
- Подробности
- Опубликовано 17.11.2013 17:17
- Просмотров: 3150
Наши успехи в учебе и в жизни зависят не только от того, что мы знаем, но и от того, какими умениями владеем. Особенно важны универсальные умения, которые могут пригодиться нам практически при любой деятельности. К их числу относится умение быстро читать, при этом хорошо понимая прочитанное.
Термин "скорочтение" имеет синонимы: динамическое чтение, динамичное чтение. Скорочтение - это не просто беглый просмотр текста "по диагонали", а серьезное, вдумчивое чтение, но с высокой скоростью восприятия и глубиной понимания, а значит и запоминания.
Последствия медленного чтения плачевны. Объем печатной продукции в мире удваивается каждые 20 месяцев. Добавим к этому информацию из Интернета. Противоречия между объемом информации и возможностями человека освоить ее предельно обострилось. Один из путей решения проблемы - обучиться читать в 2-3 раза быстрее, используя при этом специальные методики.
Как определить скорость чтения?
Надо взять текст и подсчитать его объем - количество слов. Дальше ученик читает текст, а учитель фиксирует время в минутах. После прочтения следует кратко ответить на вопросы, не обращаясь к источнику. Ответы оцениваются так:
- полностью правильные - 1 балл,
- неполностью правильные - 0,5 балла,
- неправильные - 0 баллов.
Коэффициент усвоения текста = сумма набранных баллов делится на количество контрольных вопросов.
Скорость продуктивного чтения вычисляетсяпо формуле: коэффициент усвоения = количество слов текста делить на время, затраченное на прочтение.
Полученный результат сопоставляется с нормативами: 1 класс - 40 (слов в минуту), 2 класс - 70-80, 3 класс - 90, 4 класс - 100, 5 класс - 119, 6 класс - 110-120, 7 класс - 120-130, 8 класс - 140, 9 класс -150-160, 10 класс - 160-180, 11 класс - 200-220.
Международные нормативы для взрослых: очень медленная 150 (слов в минуту) и менее, медленная - 200, средняя - 250, выше средней - 300, быстрая - 450, очень быстрая - 550, сверхбыстрая - более 650.
Имеется 5 наиболее характерных, свойственных большинству учащихся недостатков традиционного чтения:
- артикуляция - внутреннее проговаривание читаемых текстов,
- отсутствие развитого периферического зрения,
- регрессия в чтении,
- низкая смысловая догадка,
- незнание правил чтения.
Источник: Научно-практический журнал "История и обществознание для школьников", №3, 2010 год.